экскурсовод в Израиле
гид в Израиле Светлана Петровская

Самария

По дороге из Иерусалима в Иерихон взору предстают холмы Самарии, днем сверкающие белизной, а на закате отливающие бронзой. На них сохранились следы сменявших друг друга цивилизаций.

Шоссе извилистой лентой проходит через перенаселенные кварталы Восточного Иерусалима. На улице женщины стирают белье, по лестницам и дворам бегают ребятишки. На плоских каменных плитах арабские мальчишки играют в стеклянные шарики. Это их любимое развлечение, за которым с удовольствием наблюдают прохожие.

Дальше на север, в нескольких километрах от Рамалаха, расположен крупнейший в этом регионе лагерь палестинских беженцев Шофат. Здесь ни на минуту не утихает жизнь. Некоторые из домов здешних арабов, отличающиеся современной архитектурой и окруженные ухоженными садиками, — просто дворцы по сравнению с убогими городскими жилищами израильтян. Но большинству обитателей лагеря не обойтись без медицинской, социальной и образовательной помощи, предоставляемой Ближневосточным агентством ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (ЮНРВА). Благодаря его усилиям были созданы многочисленные центры профессиональной подготовки, такие, как, например, Рамаллахский учебный центр для женщин, учебная программа которого нацелена на удовлетворение потребностей экономики Ближнего Востока. Рамалла олицетворяет собой проблемы, связанные с израильским присутствием. Для многих местных жителей-палестинцев это рассадник антиизраильских настроений. За истекшие годы здесь бесчисленное количество раз горели машины, закрывались школы и вводился комендантский час.

В двенадцати километрах на северо-запад расположен Бир-Зеид, крупнейший из пяти основных палестинских университетов на Западном берегу реки Иордан. Построенный израильтянами в 1972 г., он представляет собой мощный центр сопротивления израильскому правительству. Здесь то и дело прекращаются занятия как по инициативе израильтян, так и по распоряжению администрации университета.

По обеим сторонам шоссе, ведущего к северу от Рамаллаха в Наблус, склоны холмов усыпаны сложенными из известняка террасами, удерживающими богатую минеральными солями почву. Пейзаж украшают оливковые деревья. Местные крестьяне везут собранный урожай в деревни, где из оливок делают масло.

На близлежащих холмах раскинулись два городка, служащие естественными ориентирами: Вефиль и Гай. В ранних библейских сказаниях Вефиль упоминается как место, где Иакову приснилась восходящая на небеса лестница. На этом месте он поставил памятник и назвал его Домом Божьим. Здесь же, до того как Бог воздвиг судей израилевых, находился Ковчег Завета. Гай же был одним из первых городов, захваченных Иисусом Нави ном и израильтянами во время их похода против Ханаана.

Древний город Силом стоял на одинаковом удалении от Наблуса и Вефиля. Как гласит Библия, именно в Сило-ме земля израильская была поделена между двенадцатью коленами и в их владение были переданы города. Во II в. до н.э. Силом был религиозным центром израильских племен и в течение более 200 лет здесь хранился Ковчег Завета. Именно в Силоме родился и «возрастал у Господа» великий пророк Самуил. Со временем филистимляне нанесли поражение израильтянам, захватили Ковчег и дотла сожгли Силом. Сегодня место раскопок Силома занимает менее восьми акров, однако археологи обнаружили здесь останки цивилизаций, датируемых еще бронзовым веком (ок. 1600 г. до н.э.).

Примерно в 48 км к северу от Рамалла находится Наблус (на иврите Шхем), представляющий большое значение для многих людей. Это крупнейший город на Западном берегу с населением более 100 тыс. человек. Но не это главное — здесь все буквально дышит библейской историей. Издалека Наблус похож на картину художника-пуантилиста. В стенах домов, аккуратно расположившихся на склоне холма.

голубеют бесчисленные двери. Подъехав ближе, можно услышать какофонию звуков городской жизни: сигналы автомашин, величественный голос муэдзина, призывающего мусульман к молитве, пронзительные, терзающие душу завывания арабских женщин.

Район, расположенный за пределами городского центра, весь наполнен историей. В книге Бытия он упоминается как место, где Иаков раскинул свой шатер. Жители Наблуса до сих пор пользуются расположенным здесь колодцем Иакова. Как указывается в Евангелии от Иоанна, Иисус, уставший после долгого пути, останавливался у этого колодца, чтобы освежиться. Он заговорил с женщиной из Самарии, пришедшей зачерпнуть воды. Она ответила ему: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос», на что Иисус сказал: «Это Я, который говорю с тобою». Рядом с колодцем находится греческий православный монастырь, воздвигнутый на развалинах церкви крестоносцев.

Неподалеку стоит гробница Иосифа — мусульманская святыня, хранящая кости величайшего из людей «в участке поля, которое купил Иакову сынов Еммора,отца Сихемова». Среди археологических находок в этом районе — фундаменты ханаанских храмов и древний ешивот, охраняемый сегодня израильскими солдатами.

Во времена судей Авимелех, сын Гедеона, провозгласил себя здесь царем, а спустя 200 лет, в 928 г. до н.э., десять северных племен попросили Иеровоама стать царем от Дана до Вефиля, и в течение нескольких лет Сихем был столицей нового северного царства Израиль. Если углубиться в библейскую историю, то в Сихеме, возможно, останавливался Авраам сразу после прибытия в Ханаан, а некоторые считают, что именно здесь Господь вступил с ним в Завет.

Во времена Древнего Рима Сихем был переименован в Неаполис, что означает «Новый город». Отсюда и пошло его окончательное название, данное ему после захвата арабами.

Самария
Самаритяне
Величественная столица Амврия
Приют отшельников
Стены Иерихона
Вдоль реки Иордан

Частные экскурсионные туры в Израиле