экскурсовод в Израиле
гид в Израиле Светлана Петровская

Ремесла и иудаика

От квартала художников в старом Сафеде до прибрежных лавочек в Эйлате, на всех центральных городских улицах и на восточных базарах гостям Израиля предлагается выбор из почти бесконечного потока поделок местных кустарей. Повсюду встречаются соломенные корзины и скульптуры из гладкого камня, керамические и текстильные, стеклянные и ювелирные изделия, религиозные сувениры массового производства и уникальные ритуальные предметы, выдержанные в самых разных стилях, начиная со стиля «новый антик» и кончая явно современным стилем. Нет ничего удивительного в том, что за последние годы Израиль превратился в международный центр по производству иудаики, и что бы ни искали туристы — будь то предметы «точно такие же, как были у бабушки», или нечто более современное — они, несомненно, найдут самый широкий в мире выбор предметов еврейского ритуального искусства, сконцентрированных в магазинах и мастерских Иерусалима.

Еврейское декоративно-прикладное искусство, как, впрочем, и все остальное в Израиле XX столетия, берет свое начало в Библии. Веселеил Бен-Ури Бен-Op, специально исполненный «духом Божиим, мудростью, разумением, ведением...», предстает в книге «Исход» для того, чтобы по божественному повелению создать произведение искусства — скинию для странствующих сынов Израилевых. Повеление было четким и ясным: «работать из золота, серебра и меди и резать камни для вставливания, и резать дерево, и делать всякую художественную работу». Веселеил, несомненно, оказался достойным исполнителем этой задачи; под его руководством работа над скинией была успешно завершена, а в результате этой работы появился великолепный семисвечевый светильник Менора, ставший неизменным символом еврейского народа.

Когда странствия по пустыне закончились, а древний Иерусалим стал столицей еврейского государства, родилась индустрия туризма. Три раза в год — на праздники Суккот(осенью), Песах(весной) и Шавуот (ранним летом) — паломники из отдаленных районов страны приходили помолиться в Храме. На городских склонах за холмом, на котором расположен Храм, их встречали первые в Иерусалиме ремесленные центры — специальные кварталы ткачей, красильщиков, кожевников, стеклодувов, гончаров и ювелиров, предлагающих посетителям свои товары и художественные изделия, которые они могли использовать во время своего пребывания в Иерусалиме или забрать с собой домой в качестве подарка на память.

В результате разрушения Второго Храма в 70 г. н. э. и последующей диаспоры еврейского народа в течение почти двух тысячелетий не было практически никакой возможности для проявления еврейской творческой натуры на Святой земле. Однако с зарождением сионистского движения в XX столетии вновь оживился интерес к«еврейскому искусству». Наряду с первопроходцами, которые намеревались воссоздать эту землю физически, появилась небольшая группа художников, интеллектуалов и ремесленников, стремившихся к созданию новой еврейской культуры. Веселеил возродился в образе тогда еще молодой Академии искусств и ее основателя, неукротимого литовского еврея по имени Борис Шац.

В настоящее время Иерусалим вновь стал центром туризма и, соответственно, кустарного промысла в Израиле. Как и в прежние времена, многие искусные мастера обосновались в ремесленных кварталах в центре города. Одной из уникальных черт, характеризующих ремесла в Иерусалиме, является прямое общение с мастерами. Именно поэтому серьезным коллекционерам в частности иудаики, рекомендуется воспользоваться возможностью делать покупки в магазинах-мастерских ведущих мастеров Иерусалима. В то же время случайные покупатели могут удовлетворить свои потребности в многочисленных, хорошо снабжаемых и в целом неплохо информированных галереях и магазинах в Иерусалиме и других городах страны.



Читать далее: Ремесла и иудаика - ритуал и традиция

Частные экскурсионные туры в Израиле