экскурсовод в Израиле
гид в Израиле Светлана Петровская

Духовность и Еврейское общество

Обычным в Израиле считается, что днем или вечером кто-то где-то занят молитвой. Под молитвенным платком в синагоге, у креста в церкви или на коврике, обратившись лицом к Мекке, верующий будет восхвалять Создателя Вселенной, который обитает в бесконечных небесах, возвышающихся над Землей Обетованной.

Истинная сила религиозного энтузиазма в этой маленькой стране огромна: в Старом городе Иерусалима евреи у Западной стены, мусульмане у Купола Скалы и христиане в церкви Гроба Господня вполне могут в одно и то же время творить свои молитвы, не говоря уже о множестве других синагог, церквей и мечетей в одном лишь Старом городе. Более того, разнообразие религиозных верований здесь является совершенно особенной, присущей только данной местности, категорией. В XVIII в. хасиды капотас и штеймельс (плащи и шляпы) общались с облаченными в рясы монахами и монахинями любого христианского вероисповедания, а мусульманские имамы в тарбуш не выделялись из среды светских израильтян и паломников на Святую землю. Многие из святейших библейских мест на протяжении столетий поочередно давали приют синагогам, церквям и мечетям, но и сегодня посетители одной веры вполне могут отдать дань уважения странице своей собственной истории в молитвенном доме другой веры.

Еврейское общество: Духовная жизнь евреев тесно связана с домом, учебным заведением (шедеры для детей, ешивы для подростков и взрослых) и синагогой — из которых последняя наиболее доступна для посетителей. В Иерусалиме насчитывается более 500 синагог от скромных штибле и синагоги общины сефардов до гигантского Центра Бельцера (3500 мест) и Великой синагоги в центре на улице короля Георга V. К другим крупным синагогам Иерусалима относятся Централ, Ешран и Италиан.

Ортодоксы молятся три раза в день, но наиболее торжественная литургия бывает по выходным и праздничным дням. Это подходящий случай для того, чтобы попасть на богослужение хасидов, скромность помещений которых компенсируется усердием молящихся. Такие группы существуют в Сафеде, Бней-Браке и в районах Иерусалима Меа-Шеарим и Геула.

К наиболее приветливым и наиболее доступным группам хасидов относится группа Братслав, в помещении которой в районе Меа-Шерим находится реставрированное кресло их первого и единственного раввина Нахмана. Одно из его высказываний: «мир — это узкий мост; главное, ничего не бояться» — снискало ему любовь всех израильтян, как набожных, так и атеистов.

В другом конце района Меа Шеарим находится группа Карлин, приверженцы которой визгливо выкрикивают свои молитвы, а их соседи из группы Гер в районе Геула, тесно сплоченная организация которых характеризуется своей оперной музыкой и самодисциплиной, говорят, что «настоящий гер никогда не взглянет на свою жену». Аналогичных взглядов придерживается Толедод Аарон в отличие от группы Братслав, чистота целей которых сочетается с их враждебным отношением к политическому сионизму, который по их мнению узурпирует божественный процесс искупления грехов. В этом они являются последователями Нетурей Карта (Хранителей Города), которая гордится своим собственным правительством в изгнании и ведет кампанию за политическую автономию. Кроме того, обе эти группы ведут борьбу против консервативного и реформистского движений.

Читать далее: цикл еврейского года и новые евреи

Частные экскурсионные туры в Израиле